понедельник, 5 мая 2014 г.

Яркость и блеск платьев XIX века или "лиловое безумие".




У многих из нас, довольно часто,  словосочетание «викторианская эпоха» ассоциируется с одеждой мрачных, невыразительных и сдержанных цветов, громоздкая и напыщенная. На самом деле, это совсем не так! Помните, у Фаулза в «Любовнице французского лейтенанта»: «Молодая дама была одета по последней моде — ведь около 1867 года начался бунт против кринолинов и огромных шляп… Наряды модниц изменились до неузнаваемости...


дальше...)))

…Глаз наблюдателя мог бы рассмотреть в подзорную трубу пурпурно-красную юбку, почти вызывающе узкую и такую короткую, что из-под тёмно-зелёного пальто выглядывали ножки в белых чулках и чёрных ботинках, которые деликатно ступали по каменной кладке мола… Цвета одежды молодой дамы сегодня показались бы нам просто кричащими, но в те дни весь мир ещё захлёбывался от восторга по поводу изобретения анилиновых красителей. И в виде компенсации за предписанное ему благонравие прекрасный пол требовал от красок не скромности, а яркости и блеска».
Платья, покрашенные анилиновыми красителями из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк). 1863-1865 гг. «Анилиновые красители, – пишет нам Википедия, – органические соединения, образующиеся при окислении анилина или его солей». 


В 1856 г. 18-летний химик Уильям Перкин, при попытке создать новое лекарство от малярии, получил пурпурную краску, которую позже назвал мовеин (от английского названия цветка мальвы (Mauveine)). 

 

Портрет Уильяма Перкина. Конечно, с куском лиловой тряпочки в руках. После того, как в 1862 году королева Виктория появилась на выставке в платье из лилового шёлка mauveine, этот цвет стал безумно популярен.  Наступило время "лилового безумия или сиреневой кори"....




Небольшой кусочек шёлковой ткани, окрашенный в цвет mauveine. Этот шёлк был предложен для платья королеве Виктории в 1860-х гг. 


Renoir. Portrait of Mademoiselle Sicotg.1865


1862-63 гг. До этого пурпурный краситель делался из морских брюхоногих моллюсков – иглянок и стоил безумно дорого, поэтому, одежду пурпурного цвета могли себе позволить только очень богатые люди. В древности пурпур был синонимом власти, признаком царственности их обладателя, а в XIX веке этот цвет носили повально все дамы. 


Журнал «Модный магазин» 1862 г. В 1860-х гг. слово «фиолетовый» – самое часто повторяющееся в описании цвета модных нарядов. В августе 1859 года сатирический журнал «Панч» высмеял повальное увлечение фиолетовым цветом, назвав его «сиреневой корью»: болезнью, которая вспыхнула как «жалкая сыпь на ленточках» и закончилась, распространившись по всему телу, окрасив его розовато-лиловым. 

 
William Holman Hunt. Fanny Holman Hunt 1866-68 


 В 1859 году Франсуа-Эммануэль Верген получил краситель «маджента» (magenta) — название, которое стало цветообозначением для целой группы розово-сиреневых цветов и оттенков.


Впервые magenta использовалась как антисептик в битве при Мадженте (1859 г., Северная Италия), отсюда и такое красивое имя красителю. 


Такой оттенок magenta часто называют «фуксин»


 Платье из коллекции музея Виктории и Альберта (Лондон). Ткань покрашена анилиновым красителем magenta, но оттенок более сиреневый. 1869-1870 гг.



 Платья из музейной коллекции:











Цвет «сольферино» (ярко-красный с лиловым отливом) получил своё название в сходных обстоятельствах – после битвы при деревушке Сольферино (1859, сражение против австрийской армии выиграли итальянцы совместно с французами). 




1869. Из коллекции музея Метрополитен. Надо сказать, что итальянское освободительное движение против австрийских захватчиков и последующее объединение Италии дало моде немало интересных открытий. Надеюсь, вы уже обратили внимание, что эти анилиновые соединения активно использовались не только в текстильной промышленности, но и в медицине. Например, цвет «бриллиантовый зелёный» (открытый в 1891 г.) мы все с вами знаем с детства, поскольку наши мамы использовали его как антисептик и мазали им наши разбитые коленки. Его называют просто: «зелёнка». 

Portrait of Elizabeth Gardener Bouguereau. Charles Amable Lenoir 1895 


Или, например, «метиленовый синий». Он был синтезирован Генрихом Каро в 1876 году. 



 Lovis Corinth. Frau Luther 1911 Его применяли для окраски хлопка, шерсти, шёлка в ярко-голубой цвет, однако окраска оказалась слабоустойчивой к свету. В медицине же, он также используется в качестве антисептика и как антидот при отравлении цианидами, угарным газом и сероводородом. Следуя запросам текстильной промышленности, в конце XIX века стремительно развивалась органическая химия, были созданы новые анилиновые красители: анилиновый чёрный, Бисмарк коричневый, Хофманн фиолетовый, Магдала красный, Манчестер коричневый, Мартиус жёлтый, Николсон голубой (цвета, названные в честь химиков, их открывших) анилиновый жёлтый, голубой из Леона, bleu de Paris, зелёный альдегид и другие. 


Почти сразу с возникновением анилина, пошли слухи о том, что эти красители вредны для здоровья, даже, смертельны, причём, не только для тех, кто их производит, но и тех, кто носит окрашенные ткани. 

 
В начале 1870-х немецкий химик обнаружил следы мышьяка в ткани, окрашенной в пурпурный цвет. Он предположил, что яд может просочиться в кожу от дождя или пота. После этого закрылось несколько фабрик, производящих анилиновые красители.



У этих красок был ещё один недостаток, большинство из них непрочны и разрушаются от воздействия света и воды. Исключением является очень стойкий краситель — анилиновый чёрный

 Анилиновая мода оказалась коварна, опасна, соблазнительна до головокружения, желаема до безумия и неимоверно быстротечна.... по своей сути - истинная Женщина....

Комментариев нет:

Отправить комментарий

перетащить Смайлик улыбка Смайлик плачущий Смайлик никак Смайлик показывает язык Смайлик смех Смайлик стеснительный Смайлик подмигивает Смайлик кукиш Смайлик не согласен Смайлик ух-ты Смайлик зевает Смайлик боится RSS