Самые древние вышивки, которые
сохранились до наших дней, были выполнены в —IV веках до н. э. китайскими
мастерицами. Они представляют собой декоративное шитье шелком, волосом,
золотыми и серебряными нитками на шелковой ткани.
Дальше)
В Древнем Китае вышитыми узорами украшались одежда, картины и ковры. В вышитых орнаментах зачастую встречались изображения птиц и цветов. В вышивках Древней Индии, Ирана и Японии преобладали растительные мотивы, фигурки животных и жанровые сцены.
В II веке до н.э. шёлк стал
караванным эквивалентом. Многокилометровые верблюжьи караваны доставляли шёлк в
Европу. Он стал очень модной тканью и в начале новой эры захлестнул Римскую
империю. Килограмм драгоценной ткани приравнивался к килограмму золота.
Тайна китайцев была раскрыта в
552 году, греки научились изготавливать собственный шёлк. Свой секрет они тоже
тщательно охраняли. Западную Европу эта
индустрия проникла позже, когда из Константинополя в Италию вывезли множество греческих
мастеров. Качество китайского шёлка ещё долго оставалось несравненным, но
настойчивость и умение мастеров Франции превзошли Китай в XVI веке.
О развитии этого вида искусства в
Древней Греции повествует миф о рукодельнице Арахне, посмевшей бросить вызов
самой Афине. За свою дерзость женщина была превращена богиней в паука. В
декоративных целях древние греки и римляне использовали и ленты. Гречанки
вплетали в волосы полоски тканей, а римлянки украшали свои прически повязками,
расшитыми золотом и драгоценными камнями. Цветными лентами отделывалась и
одежда, причем каждому социальному классу соответствовали определенные цвет и материал.
Искусство вышивки также было известно древним египтянам, о чем свидетельствуют
богато расшитые одеяния фараонов. У древних египтян его заимствовали евреи и
ассирийцы.
В период Средневековья красотой и
изяществом шитья золотом и шелком славилась Византия, где рукодельницами были
разработаны оригинальные способы вышивания и особые орнаменты. Их мастерство
способствовало развитию этого вида рукоделия во многих европейских странах. В
XIII веке в. Англии большой популярностью пользовалась вышивка серебром,
золотом и шелком, для которой были характерны роскошные, причудливо переплетающиеся
растительные орнаменты. В средневековой Италии спинки стульев и балдахины
декорировались лентами. Ими подвязывались и тяжелые занавеси, которыми зимой
закрывались окна для защиты от холода.
Но только в XIV веке начало
расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и
благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию
производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под
опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах,
отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу
и происхождению носившего их.
В 1446 году будущий король
Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству
жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены
разнообразные станки как для выделки шелка
так и для изготовления шелковых лент.
Спрос на ленты продолжал расти и Лион постепенно превращался в крупный
текстильный центр. В 1560 году в нем уже пятьдесят тысяч ткачей, которые
изготавливали разные, в том числе
дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее в Везли и Сент-Этьене, почти
сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы.
К 1660 году в Сент-Этьене и
окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для
выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных изделий
(позумент, галун, басон). В начале XVIII
века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых
лент. Король Франции Людовик XIV украшал
лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал
двор одеваться оригинально и с выдумкой.
Наступила эпоха рококо, и стилем
французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным
дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и
просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли "летящие
платья" с незастроченными складками (защипами) на груди и
многочисленными лентами.
Именно в эти времена во Франции и
появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои
платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и
множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед
белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших
высокое звание "Поставщики королевского двора" с помощью простой иглы
и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных
витринах о всему миру - от Лондона до
Претории.
Из Франции этот вид вышивки
перекочевал на острова в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей
Британской империи. Вместе с
переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал
популярность. Расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому
времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках,
абажурах, стеганных одеялах, безделушках для дома и шляпах.
После Второй мировой войны
интерес публики ко всем видам рукоделия стал
снижаться. Но в течении двух последних десятилетий началось возрождение
вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими
гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует
сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь
применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок
настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в
ближайшие годы этот вид вышивки ждет
широкое распространение и успех!
Алиночка, спасибо за интереснейший, познавательный рассказ с таким количеством красивейших и вдохновительных фото!
ОтветитьУдалить))) добро пожаловать в волшебный мир шелковых лент)
Удалить