У многих из нас, довольно часто, словосочетание «викторианская эпоха»
ассоциируется с одеждой мрачных, невыразительных и сдержанных цветов, громоздкая и напыщенная. На самом деле, это
совсем не так! Помните, у Фаулза в «Любовнице французского лейтенанта»:
«Молодая дама была одета по последней моде — ведь около 1867 года начался бунт
против кринолинов и огромных шляп… Наряды модниц изменились до неузнаваемости...
…Глаз наблюдателя мог бы рассмотреть в подзорную трубу
пурпурно-красную юбку, почти вызывающе узкую и такую короткую, что из-под
тёмно-зелёного пальто выглядывали ножки в белых чулках и чёрных ботинках,
которые деликатно ступали по каменной кладке мола… Цвета одежды молодой дамы
сегодня показались бы нам просто кричащими, но в те дни весь мир ещё
захлёбывался от восторга по поводу изобретения анилиновых красителей. И в виде
компенсации за предписанное ему благонравие прекрасный пол требовал от красок
не скромности, а яркости и блеска».
Платья,
покрашенные анилиновыми красителями из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк).
1863-1865 гг. «Анилиновые красители, – пишет нам Википедия, – органические
соединения, образующиеся при окислении анилина или его солей».
Небольшой
кусочек шёлковой ткани, окрашенный в цвет mauveine. Этот шёлк был предложен для
платья королеве Виктории в 1860-х гг.
Renoir.
Portrait of Mademoiselle Sicotg.1865
1862-63 гг. До
этого пурпурный краситель делался из морских брюхоногих моллюсков – иглянок и
стоил безумно дорого, поэтому, одежду пурпурного цвета могли себе позволить
только очень богатые люди. В древности пурпур был синонимом власти, признаком
царственности их обладателя, а в XIX веке этот цвет носили повально все дамы.
William Holman
Hunt. Fanny Holman Hunt 1866-68
В 1859
году Франсуа-Эммануэль Верген получил краситель «маджента» (magenta) —
название, которое стало цветообозначением для целой группы розово-сиреневых
цветов и оттенков.
Впервые
magenta использовалась как антисептик в битве при Мадженте (1859 г., Северная
Италия), отсюда и такое красивое имя красителю.
Такой оттенок
magenta часто называют «фуксин»
Платье из
коллекции музея Виктории и Альберта (Лондон). Ткань покрашена анилиновым
красителем magenta, но оттенок более сиреневый. 1869-1870 гг.
Платья из музейной коллекции:
Цвет
«сольферино» (ярко-красный с лиловым отливом) получил своё название в сходных
обстоятельствах – после битвы при деревушке Сольферино (1859, сражение против
австрийской армии выиграли итальянцы совместно с французами).
1869. Из
коллекции музея Метрополитен. Надо сказать, что итальянское освободительное
движение против австрийских захватчиков и последующее объединение Италии дало
моде немало интересных открытий. Надеюсь, вы уже обратили внимание, что эти
анилиновые соединения активно использовались не только в текстильной
промышленности, но и в медицине. Например, цвет «бриллиантовый зелёный»
(открытый в 1891 г.) мы все с вами знаем с детства, поскольку наши мамы использовали
его как антисептик и мазали им наши разбитые коленки. Его называют
просто: «зелёнка».
Portrait of
Elizabeth Gardener Bouguereau. Charles Amable Lenoir 1895
Или, например,
«метиленовый синий». Он был синтезирован Генрихом Каро в 1876 году.
Lovis Corinth.
Frau Luther 1911 Его применяли для окраски хлопка, шерсти, шёлка в ярко-голубой
цвет, однако окраска оказалась слабоустойчивой к свету. В медицине же, он также
используется в качестве антисептика и как антидот при отравлении цианидами,
угарным газом и сероводородом. Следуя запросам текстильной промышленности, в
конце XIX века стремительно развивалась органическая химия, были созданы новые
анилиновые красители: анилиновый чёрный, Бисмарк коричневый, Хофманн фиолетовый,
Магдала красный, Манчестер коричневый, Мартиус жёлтый, Николсон голубой (цвета,
названные в честь химиков, их открывших) анилиновый жёлтый, голубой из Леона,
bleu de Paris, зелёный альдегид и другие.
В начале
1870-х немецкий химик обнаружил следы мышьяка в ткани, окрашенной в пурпурный
цвет. Он предположил, что яд может просочиться в кожу от дождя или пота. После
этого закрылось несколько фабрик, производящих анилиновые красители.
У этих красок был ещё один недостаток, большинство из них непрочны и разрушаются от воздействия света и воды. Исключением является очень стойкий краситель — анилиновый чёрный
Анилиновая мода оказалась коварна, опасна, соблазнительна до головокружения, желаема до безумия и неимоверно быстротечна.... по своей сути - истинная Женщина....
Комментариев нет:
Отправить комментарий