Прочитала очень интересную статью о истории моды и в частности желтого цвета. Казалось бы, какая особенная роль у того или иного цвета? Мы абсолютно никогда не задумываемся об этом. Максимум на что обращаем внимание - нравится или нет, гармоничен и комфортен для носки лично для нас. Пожалуй все... Оказывается, цвет имеет свою индивидуальную историю и судьбу. Желтый цвет всегда вызывает к себе осторожность, по традиции желтый - цвет измены и разлуки...
В твоих глазах
Для пристального взгляда
Какой-то есть
Рассеянный ответ...
Небрежно так
Для летнего наряда
Ты выбираешь нынче
Желтый цвет.
Я слышу голос
Как бы утомленный,
Я мало верю
Яркому кольцу...
Не знаю, как там
Белый и зеленый,
Но желтый цвет
Как раз тебе к лицу!
До слез тебе
Нужны родные стены,
Но как прийти
К желанному концу?
И впрямь, быть может,
Это - цвет измены,
А желтый цвет
Как раз тебе к лицу...
Марьяна Скуратовская, историк моды, - для Sweetstyle.ru
Иллюстративный ряд:
Костюмы из коллекций музея Метрополитан (http://www.metmuseum.org) и Киотского института костюма (http://www.kci.or.jp).
Современные модели - с сайта http://style.com/
В одном из модных журналов в 1826 году писали: "Для полунарядныхъ шляпок
жёлтый цвет, всех оттенков, ныне самый употребительный: для атласных –
светло-жонкилевый или лимонный; для шляпок из креп-крепе –
жёлто-шафранный, из морелевых материй – соломенный; первыя бывают
совершенно одного цвета, вторыя подбиты лиловым, и ленты на них лиловыя и
желтыя; последния подбиты розовым, и ленты на них желтыя и розовыя. Cии
шляпки убирают цветками: Магонской гвоздикой, синелью, шафраномъ и
маленькими тюльпанами. Иногда, вокруг тульи, бывает большой косяк,
вырезанный широкими фестонами, и сверх того, напереди тульи пук марабу
желтаго и лиловаго".
Николай Рубцов
В твоих глазах
Для пристального взгляда
Какой-то есть
Рассеянный ответ...
Небрежно так
Для летнего наряда
Ты выбираешь нынче
Желтый цвет.
Я слышу голос
Как бы утомленный,
Я мало верю
Яркому кольцу...
Не знаю, как там
Белый и зеленый,
Но желтый цвет
Как раз тебе к лицу!
До слез тебе
Нужны родные стены,
Но как прийти
К желанному концу?
И впрямь, быть может,
Это - цвет измены,
А желтый цвет
Как раз тебе к лицу...
Однако, далеко не все и не всегда так его воспринимали. Именно желтый цвет заслужил к себе пристальное внимание и уважение.
Конечно, я не смогла равнодушно пройти мимо такого потрясающего материала. И с огромным удовольствием предлагаю его вашему вниманию.
дальше...)))
Конечно, я не смогла равнодушно пройти мимо такого потрясающего материала. И с огромным удовольствием предлагаю его вашему вниманию.
дальше...)))
Иллюстративный ряд:
Костюмы из коллекций музея Метрополитан (http://www.metmuseum.org) и Киотского института костюма (http://www.kci.or.jp).
Современные модели - с сайта http://style.com/
Этот цвет прошёл в истории костюма длинный путь, от шафранных тог античности до жёлтой кофты Маяковского.
Не всегда этот путь был лёгким, но тем ярче были одержанные на нём победы.
В древнем мире жёлтый, цвет солнца, цвет золота, был почитаем. А вот в
Средние века он постепенно всё меньше стал ассоциироваться со светом,
сиянием, божественностью, и приобрёл множество невесёлых значений, от
страха до предательства. В жёлтых одеяниях изображали Иуду Искариота, в
жёлтое одевали еретиков перед казнью, жёлтое должны были носить евреи,
жёлтым отмечали проституток – примеров можно привести ещё много. Но
постепенно, к эпохе Возрождения, жёлтому удалось перестать быть цветом
изгоев и вернуться в обычный костюм. Какие-то ассоциации оставались, но
возникали новые, и, в конце концов, когда речь идёт уже не просто о
цвете, а его оттенках, место найдётся для множества значений.
Как, например, быть с тем, что жёлтый всё-таки продолжал означать измену в любви и ревность?
Насмешница Беатриче в шекспировской пьесе "Много шума из ничего" ехидно замечает:
"Граф ни печален, ни болен, ни здоров.
Он просто благопристоен,
Благопристоен, как апельсин,
И такого же цвета – цвета ревности".
Что ж, на вопрос о ревности, заданный прекрасной дамой в другой пьесе
середины XVII века, герой отвечает так: "Лимонный цвет, бледно-жёлтый,
означает Ревность. А Ваш жёлтый – это чистая радость".
Одно дело – тусклый, грязно-жёлтый, бледный, и совсем другое – яркий, сочный, золотистый.
И уже неудивительно, что, например, в начале XVI века в швейцарском
городе Базеле по жёлтому начинают просто сходить с ума и смело сочетать с
другими цветами, а в конце века в списке платьев, раздаренных
английской королевой своим дамам, упоминаются шесть платьев из жёлтого
атласа, отделанных зелёным бархатом и серебряными кружевами.
Заметим, что жёлтый был связан не только с ревностью, но и с её
оборотной стороной, с любовью. В письме, который получает персонаж
другой шекспировской комедии, "Двенадцатой ночи", говорится: "Вспомни,
кто хвалил твои желтые чулки".
Недаром речь идёт именно о жёлтых чулках – они, как и жёлтая обувь, в ту эпоху символизировали призыв к любви.
Так что дворецкому Мальволио, уверенному в том, что письмо он получил от
влюбившейся в него хозяйки, есть от чего прийти в бурный восторг. Всё в
письме, и даже цвет чулок, говорит о любви!
В 1610-ых годах во Франции, а вслед за тем и в Англии вспыхнула новая
мода, на жёлтый крахмал для кружев. Увы, для англичан она навсегда
останется запятнанной связью с печальной и скандальной историей.
Некая жительница Лондона, миссис Анна Тёрнер, очаровательная златокудрая
женщина, осталась вдовой в тридцать четыре года. Надо было как-то жить,
и она смогла обеспечить себе вполне пристойное существование, продавая
формулу особого крахмала. Накрахмаленные воротники и манжеты становились
ярко-жёлтого цвета, и вот уже вскоре никто из франтов не мог появиться в
свете с обычными, белыми. Да что там, язвительный поэт Бен Джонсон
заявлял, что теперь даже и возницы с трубочистами стали носить жёлтые
кружева. Другие же возмущались, мол, эта французская мода подходит
только французским же физиономиям, "тощим и с землистой кожей". Декан
Вестминстерского аббатства вообще собирался запретить появляться в своей
церкви женщинам с жёлтыми воротниками, и его едва отговорили от этого –
щеголихи не были готовы лишиться возможности покрасоваться и страшно
возмущались подобным запретом.
Страсти кипели, а вдова Тернер, тем временем, пожинала плоды своей предприимчивости.
А как же скандал? Анна взялась поставлять отраву одной придворной даме,
супруге королевского фаворита, в результате скончался некий поэт;
скандал оказался очень громким... Дама отделалась относительно легко, а
вот Анну повесили. Говорят, даже на казнь раскаявшаяся в преступлении
миссис Тёрнер явилась в платье с жёлтыми кружевами, которые сама и ввела
в моду. И даже ещё несколько лет спустя они в ней оставались – король
Иаков I в 1620-ом году попытался их запретить, но безуспешно. В конце
концов, жёлтый крахмал из моды вышел, а вот в истории – остался.
А наряды из тканей жёлтого цвета, тем временем, прочно осели в гардеробе.
Век XVII, век блестящего атласа, плотного шёлка, переливающегося
бархата, умел находить прелесть не только в вышивке, драгоценной отделке
и узорах, но и в красоте гладкой ткани без рисунка. В моде были в
основном цвета или светлые, или же насыщенные, но при этом не чересчур
яркие, и разные оттенки жёлтого отлично вписались в эту гамму.
Атласные неглиже, в которых позировали художникам придворные красавицы...
Детские, но во всём подражающие взрослым платьица...
Наряды парадные и повседневные...
Заметим, что мужчины тоже не отставали, хотя бы потому, что носили
колеты и сапоги, которые часто делались из мягкой жёлтой кожи.
В XVIII веке, галантном и жизнерадостном (пока эта чересчур дорого
обходящаяся радость не взошла на эшафоты Великой французской революции),
солнечный жёлтый тоже любили.
И не только дамы – на протяжении всего века кавалеры охотно красовались в
жёлтых камзолах и кафтанах, на яркой ткани которых так прекрасно
смотрелась роскошная вышивка, особенно серебряная.
Впрочем, когда мужская мода стала более скромной, и от богатой отделки
стали отказываться, выяснилось, что жёлтый и сам по себе служит отличным
украшением.
Дамы это давно уж поняли.
Матовые и блестящие, вышитые или с объёмным декором, в цветы или в
полоску, парадные и прогулочные, весёлые жёлтые платья радовали глаз и
самих обладательниц, и окружающих.
Мода следующей эпохи, ампира, отнеслась к жёлтому не менее благосклонна.
Даже в период совсем светлых и белых платьев жёлтому находилось место,
чаще всего на шалях.
Роскошные восточные шали как раз вошли в моду, и зачастую они бывали
именно жёлтыми, с цветной каймой, что красиво контрастировало с
воздушными муслиновыми нарядами.
А позднее, когда платья вернули себе цвет, жизнерадостный жёлтый
использовали и для повседневных, и для вечерних нарядов. Золотистая
плотная тафта, чёрное или белое "машинное" кружево поверх чехла
насыщенного жёлтого цвета, тонкий янтарный шёлк – у тогдашних модниц был
отличный выбор.
В начале 1820-ых в Эльзасе изобретают ярко-жёлтый искусственный краситель, и оттуда он распространяется по всей Европе.
Шёлк, газ, всевозможные хлопчатобумажные и шерстяные ткани – всё можно
было окрасить в разные оттенки жёлтого, регулируя их интенсивность.
XIX век изобрёл десятки оттенков жёлтого, и наделил их самыми разными
названиями. "Алебастровый" – бледно-жёлтый , жёлто-коричнвые оттенки –
"жирафовый", "жирафьего брюха", "камелопардовый", "цвет лани";
"нефритовый" – да-да, нефрит бывает и золотисто-жёлтым; "плавый"и
"палевый"; растительные "жонкилевый" (то есть нарциссовый) и "дроковый";
нежный "шампань" и жёлто-зелёный "шартрёз", шампанское и ликёр; и даже
"последний вздох жако" – считалось, что перед смертью глаза этого
попугая желтеют.
Да, цвета тогда сочетали смело.
"Лиловое платье с жёлтыми лентами" – сочетание, ставшее классическим;
розовая, чёрная и жёлтая, или же голубая, жёлтая и пунцовая ленты на
шляпках, или, на них же, букетики из жёлтых и алых шёлковых роз.
"Кузина, говорили, была одета лучше других: на ней было платье жёлтого
крепа, всё украшенное кусочками чёрных и белых лент, с золотым рисунком,
идущим зигзагом по талии и юбке, на подоле – развевающиеся ленты,
рукава украшены кокардами из тех же лент, на голове у неё была корона из
перьев, перевитых золотом, – в подражание дикарям! Трудно поверить, что
за вкус у москвичей".
Впрочем, не все сочетания были яркими, объединяли жёлтый и с белым, и с оливковым.
Постепенно пестрота конца 1820-30-ых уходит, но жёлтый остаётся. Хозяйки
пышных платьев эпохи кринолинов и турнюров то и дело обращались к этому
цвету.
Если отправиться в оперу, на бал или концерт, на прогулку, или остаться у дома и принимать гостей, то почему бы не в жёлтом?
Так и мелькают в веренице сложных нарядов той поры то жёлтые рукава и
банты на подоле белого вечернего платья, то золотисто-соломенное платье
для визитов, то дневное платье с чехлом лимонного цвета и белым
кружевом поверх него, жёлтая манишка и жёлтые перья на шляпке, жёлтые
чулки и жёлтые цветы на корсаже...
Писатель Оскар Уайльд, один из героев которого считал, что "модно то,
что носишь ты сам, немодно то, что носят другие", в день свой свадьбы не
собирался следовать уже сложившимся чопорным традициям. Так что его
невеста была одета не в белое платье, а "лимонное", а фата была
"шафрановой"; у младших подружек были бледно-жёлтые кушаки и жёлтые
перья на шляпах, у старших – ожерелья из янтаря, и у всех у них на груди
были приколоты жёлтые розы. Пройти мимо такого и не заметить, вероятно,
было невозможно – но ведь Уайльд, обожавший эпатаж, именно этого и
добивался!
Броская мода конца XIX века и изысканная мода начала XX тоже не обошли жёлтый своим вниманием.
И он благодарно становился то ярким, то нежным, в зависимости от того, каким его хотели видеть.
Ну а раскрепостившийся XX и подавно не думает отказываться ни от одного
цвета. Все они по очереди то становятся остромодными, то на время
отступают в тень, но окончательно не уходят никогда.
Зачем?
"Возьми все краски мира...", – говорит один шекспировский герой, а дальше продолжает: "...Кроме жёлтой".
Но мы-то не он, мы-то не верим, что жёлтый связан с "жёлчным безумьем". И смело пытаемся с этим цветом играть.
Одна героиня Джейн Остен, леди, которая, несмотря на юность, обо всём
имеет твёрдое мнение, намеревалась убедить свою подругу, "что голубая
лента, будь она хоть небесной красоты, никогда не подойдет к жёлтой
материи".
О, решительная Эмма! Это сочетание действительно может показаться слишком ярким, но ведь дело, как всегда, в оттенках.
Когда героине другого романа, актрисе Джулии Ламберт, предстоит играть в
одной сцене со своей соперницей, она поначалу выбирает наряд так, чтобы
оба платья хорошо смотрелись рядом: "Чтобы оттенить цвет глаз и
подчеркнуть белокурые волосы Эвис, они одели ее в бледно-голубое платье.
Для контраста Джулия выбрала себе жёлтое платье подходящего оттенка. В
нем она и выступала на генеральной репетиции".
Это потом она коварно заменила своё платье на серебряное, а поначалу
бледно-голубое и, например, приглушённо-жёлтое отлично дополняли друг
друга. И, кстати, даже яркие оттенки этих цветов, правильно подобранные,
могут отлично сочетаться – в конце концов, разве плохо выглядит солнце
на небе? Главное, чтобы не слепило глаза.
Когда во время Великой французской революции над монархией во Франции
возникла угроза, некоторые аристократы, чтобы подчеркнуть свою
преданность королеве Марии Антуанетте, добавляли в костюм жёлтый и
чёрный, цвета австрийского императорского дома, к которому она
принадлежала по рождению.
"Недавно появилась было здесь новая мода, то есть обшивать платье чёрным
и жёлтым цветом и оная наименована la contre revolution (на манер
контр-революции); но, по причине близости ея к фонарному столбу, была
оная немножко опасна, а потому скоро опять исчезла".
Не спешите, однако, подражать этим модникам, особенно, если не хотели бы
ограничиваться только отделкой. Сочетание жёлтого и чёрного, хотя и
кажется простым и даже напрашивающимся, может превратить вас в...
симпатичную пчёлку Майю. Или даже осу (если у вас при этом осиная талия,
ситуацию это не спасёт).
Чтобы не возникало жужжащих ассоциаций с детскими утренниками или, что
немногим лучше, с дорожными знаками, надо обходиться с этим сочетанием
аккуратно, впрочем, как почти с любыми оттенками. А если вы не решаетесь
на одежду таких цветов, но они вам нравятся... их можно спрятать под
ней.
Есть ещё одно сочетание, для совсем уж смелых, но если только вы не
профессиональный стилист, то, честно говоря, уж лучше струсить – жёлтый и
красный.
Когда-то кардинала де Рогана в связи с делом о бриллиантовом ожерелье
королевы (всё той же Марии Антуанетты) посадили в Бастилию. Ехидные
парижане, намекая на красный цвет кардинальских одежд и тюремные
условия, прозвали особую шляпку, а вслед за ней и само сочетание
красного и жёлтого цветов "кардиналом на соломе".
Осторожнее! Соединив эти два цвета неумело (а промахнуться тут проще
простого), вы рискуете тем, что вам тоже подпишут жестокий приговор.
Модный приговор.
И одеваться в жёлтое с ног до головы стоит, только если вы собираетесь
выйти на подиум или привлечь внимание всех без исключения окружающих. Вы
точно к этому готовы?
Или же вы вообще никогда не пробовали носить жёлтый? Тогда попробуйте, вдруг понравится.
Любителей этого цвета на самом деле больше, чем кажется, и, кто знает, может и вы захотите к ним примкнуть.
Все мы в одной лодке. Подводной. И, разумеется, жёлтой!
We all live in the yellow submarine...
Комментариев нет:
Отправить комментарий